А начиналось это так

Одним из характерных направлений в подготовке специалистов Высшей школой в шестидесятых годах явилось введение в учебные планы практически всех специальностей дисциплин, связанных с изучением вычислительной техники и автоматизации производства. В ВУЗах страны, в том числе и в Хабаровском политехническом институте, студенты стали изучать помимо традиционных общеинженерных дисциплин, такие как: “Промышленная электроника”, “Вычислительная техника в инженерных и экономических расчетах”, “Основы автоматики и автоматизация производственных процессов (по отраслям”.

К 1967 году в ХПИ, при кафедре электротехники была организована предметная комиссия по автоматике и вычислительной технике. В комиссию входили, в основном, молодые специалисты, выпускники других ВУЗов. Вот ее состав осенью 1967 года: Романов В., Черепенин И.Д., Лелянов Б.Н., Тен И.В., Пазюк К.Т., Лузгин В.В., Борисенко Р.А., Храмов В.А., Козырева Г.И., Шаповаленко В.А.. Комиссия “владела” одной лабораторией (практически полупустой ауд. 447П ) и тремя небольшими комнатами, где располагались преподаватели и лаборанты. Возглавлял комиссию опытный производственник Романов В., который в силу сложившихся обстоятельств в конце 1967 года покинул институт.

С января 1968 года комиссию стал возглавлять Храмов В.А. - выпускник 1955 года Иркутского горно-металлургического института по специальности “горная электромеханика”, кандидат технических наук. Более подробная характеристика остальных членов коллектива. Черепинин И.Д. -выпускник Ленинградского электротехнического института им. Ульянова-Ленина по специальности “электропривод и автоматизация производства”; Лелянов Б.Н. - выпускник Хабаровского политехнического института по специальности “строительные и дорожные машины”.; Борисенко Р.А. - выпускница Тульского политехнического института, Пазюк К.Т. - выпускник Новосибирского электротехнического института, Тен И.В. и Лузгин В.В. -выпускники Томского политехнического института. Четверо из вышеназванных (Борисенко Р.А., Пазюк К.Т., Тен И.В., Лузгин В.В.) имели специальность “Автоматика и телемеханика”. Козырева Г.И. - техник-электрик, выполняла работу учебного - мастера, Шаповаленко В.А. - техник-электрик, студент - заочник Новосибирского электротехнического института связи, исполнял обязанности заведующего лабораториями.

Объективно оценивая наши научно-педагогические силы, без преувеличения можно заявить, что коллектив предметной комиссии обладал достаточной квалификацией, чтобы “поднять” такое непростое дело - обучение студентов. Не беда, что у большинства не было опыта преподавания, было главное - молодость и желание работать. Собственно, кое-каким опытом производственной и педагогической работы обладали Пазюк К.Т., Лелянов Б.Н., Храмов В.А.. Так или иначе всем нам предстояло вместе работать, совершенствоваться и в собственном опыте и в организации учебного процесса.

Все члены нашего коллектива помимо учебного процесса много времени уделяли переоборудованию помещений под лаборатории с соответствующим энергообеспечением и выполнением строительных работ, разработке лабораторных работ и их изготовлению. Монтажом лабораторных стендов занимались все преподаватели и лаборанты. Последних со временем у нас прибавилось. Запомнился хорошо И.Э. Ким, который очень скурпулезно и довольно качественно оформлял лицевые панели стендов. Эти панели изготовлялись из текстолитовых и гетинаксовых листов (10-15 мм толщиной). На них наносилась мнемосхема данной работы и устанавливались приборы. Мнемосхемы гравировались с помощью зубоврачебной бормашинки, а затем “затирались” белой краской. Получалось вполне профессионально, и выглядел такой стенд довольно эстетично.

В работе по оборудованию лабораторий мы иногда прибегали к помощи других кафедр (сварка, токарные и другие работы, связанные с металлообработкой). Вполне естественно, эта помощь базировалась на принципе “ты мне, я тебе”. В скором времени мы оборудовали свою небольшую мастерскую на основе “школьных” (были тогда такие) станков: токарного, фрезерного, сверлильного и др. слесарного оборудования. В дальнейшем, уже на кафедре, штат учебно-вспомогательного состава увеличился, и работать приходили, а затем по разным причинам уходили многие, всех трудно вспомнить. Однако, отмечу наиболее ярких сотрудников первых наших шагов. Много сил и своего умения вложили в лаборатории кафедры учебные мастера Подзноев Виктор, Бондарь Александр, Ким Иннокентий, Милютин Виктор (студент, в дальнейшем преподаватель).

Конечно, создавать и совершенствовать лаборатории - это естественная функция любой кафедры. Может быть и не следовало на этом делать акцент, однако,... Все лабораторные работы собирались из реальных устройств, “добывать” их приходилось всеми правдами и неправдами в довольно короткие сроки. Ждать оборудование по официальным каналам сделанных заявок мы не могли. Учебный процесс должен быть целостным и всякая “прореха” сказывалась на его качестве.

Лаборатория технических средств автоматики была создана в очень короткий срок, поэтому ее появление следует оценить как существенный реальный вклад в становление Хабаровского политехнического института.

Каждый преподаватель предметной комиссии (а затем кафедры) был закреплен за специальностями определенного факультета, и, само-собой разумеется, проводил все виды учебной работы со студентами. Сложность преподавателя дисциплины “Основы автоматики и автоматизация производственных процессов” заключалась в том, что преподавание этой дисциплины с учетом конкретного производства требует знания технологии этого производства. Большинство преподавателей в силу специфики своей квалификации (“Автоматика и телемеханика”) с технологиями конкретных производств были знакомы мало или совсем не знакомы. Поэтому, работая со студентами определенной специальности они осваивали технологию того или иного производства в процессе преподавания курса. Кстати сказать, по вышеуказанному курсу у большинства специальностей института были предусмотрены все виды занятий, в том числе и курсовая работа, и гораздо большее число часов аудиторных занятий, чем сейчас.

Надо отдать должное преподавателям того времени - они достаточно быстро преодолели этот “технологический” барьер и вполне уверенно чувствовали себя перед студентами.

Сейчас трудно вспоминать кто у кого преподавал тот или иной курс, но все же некоторые подробности остались в памяти. Так, например, Тен И.В. преподавал на лесоинженерном факультете (специальности ЛД и МЛ), Борисенко Р.А. и Ри Л.В. - на химико-технологическом (специальности ТД , МА, ХТ), Лузгин В.В. - на автомобильном (специальность АТ), Шевченко В.П. - на механическом (специальность СДМ).

Во всех наших инициативах и начинаниях ректорат института и, в часности, ректор М.П. Даниловский оказывал всяческое содействие, поддержку и помощь. Приказом ректора предметной комиссии была передана с других кафедр института вся вычислительная техника. В основном это были аналоговые вычислительные машины МН-7, МПТ-9М, МНБ и др., а также цифровые “Проминь”. Предметная комиссия, как учебная единица института росла довольно быстрыми темпами и набирала силы: опыт преподавания, лабораторное оборудование и аудитории. Появились лаборатории: цифровой вычислительной техники, аналоговых машин, систем автоматики, промышленной электроники, научно-исследовательская (лаборатория технических средств автоматики была создана в самом начале).

В 1968 г. на основе предметной комиссии была образована кафедра “Автоматики и автоматизации производственных процессов” (коротко она звалась АПП - автоматизации производственных процессов). Заведующим кафедрой был назначен, а затем избран по конкурсу Храмов В.А.

Первоначально кафедра входила в состав механического факультета, а затем химико-технологического.

За кафедрой были закреплены, и она проводила все виды занятий по следующим дисциплинам.

С созданием кафедры мы испытали своеобразный качественный

скачок. Деятельность нашего коллектива, при этом, оставалась в русле тех порядков и “канонов”, которые были приняты в предметной комиссии и, естественно, соответствовали “внутренней политике” ХПИ. Мы получили официальный статус и признание как структурное подразделение института.

Известно, что лицо кафедры проявляется во многих аспектах ее работы. Однако, внешне, так сказать, материально оно зависит, в том числе , от “наполнения” и состояния лабораторий. Поэтому остановлюсь несколько на “хозяине” этих лабораторий - заведующем лабораториями. В предметной комиссии эти обязанности выполнял, и неплохо, Шаповаленко В.А., который в дальнейшем перешел на другую работу. (Одно время он работал начальником Вычислительного центра Гидрометслужбы). С осени 1968г. зав. лабораториями кафедры стал работать выпускник ХПИ Н.Н, Сидоров. В этой должности он проработал небольшой срок, а затем был переведен в преподаватели. Будучи зав. лабораториями, Николай Николаевич внес ощутимый вклад в оснащение и становления лабораторий кафедры. Им было разработано, смонтировано и доведено до рабочего состояния две лабораторные работы по системам автоматического регулирования. Работая затем в качестве преподавателя, Н.Н. Сидоров постоянно что-то разрабатывал, внедрял, совершенствовал ... . Словом трудился как полагается и составил о себе только хорошие воспоминания. Я остановился на “завлабе № 1” потому, что, мысленно перебирая всех “бывших”, не могу назвать более ответственного, делового и искренне относящегося к своим обязанностям. Хотя на этой должности иногда работали в общем -то, хорошие специалисты.

Выше отмечалось, что одной из главных забот всех нас были лаборатории. Коллектив преподавателей, лаборантов и инженеров кафедры постоянно переживал естественную “ротацию”: кто-то приходил, кто-то уходил, но работа по созданию и совершенствованию лабораторией велась непрерывно.

Преподавательский состав кафедры имел в среднем возраст 23-26 лет (на момент образования кафедры), поэтому много сил и времени все мы тратили на формирование, как это ни казенно звучит, педагогического мастерства. Ведь преподавательскому искусству не учит ни один ВУЗ, ни аспирантура. Учит только практика преподавания, то есть “живая” работа и коллектив кафедры. Взаимные посещения занятий и обсуждение их результатов у нас практиковались активно в течение ряда лет. В соответствие с планами ректората и кафедры довольно интенсивно использовалась такая форма повышения квалификации, как целевая аспирантура в центральных ВУЗах с предварительной стажировкой. Одним из первых в целевую аспирантуру поступили В.А. Иванов и Б.Н. Лелянов. Оба они успешно закончили и получили кандидатские степени, а затем ученые звания доцентов. Вообще с кафедры в разные годы были направлены в целевые аспирантуры и защитили кандидатские диссертации, кроме выше названных: Пархоменко А.С., Ионов Ю.Г., Долгополов Ю.А., Ри Л.В., Незамаев Ю, Незамаева Н., Лузгин В.В., Борисенко Р.А., Пазюк К.Т., Захарова Ю., Шалобанов С.В, Тарасенко В.И, Воронин В.В.

Кафедра автоматизации производственных процессов (АПП) не являлась выпускающей, поэтому “своих” студентов у нее не было. Отсюда ряд неудобств и сложностей в организации работы СНО, в подготовке кадров для кафедры, наконец. За время существования предметной комиссии и кафедры в ее составе перебывало много преподавателей. Сказать, что мы страдали текучестью кадров нельзя, однако изрядное число преподавателей покинуло кафедру. Причин этому много и нет необходимости останавливаться на них. Так или иначе, с первых дней рождения нашего коллектива возникла идея хотя бы частичного восполнения “кадровых дыр” путем целенаправленной подготовки ряда студентов по индивидуальным планам. Эта идея, не без трудностей была претворена в жизнь. Уклон этих индивидуальных планов делался в сторону углубленной подготовки по дисциплинам автоматики и вычислительной техники. Всего закончило по индивидуальным планам 5 человек: Палькин В.Д., Бирюков В., Милютин В.М., Рубинштейн В.Д., Гулевский И.В. Все они нашли свое место в жизни, став хорошими профессионалами. Например, Гулевский И.В., руководит лабораторией в ЦАГИ, Милютин В.М. в течении ряда лет руководил кафедрой вычислительной техники нашего института, в настоящее время работает на этой же кафедре, Палькин В.В. работает сейчас в АО “Хабэнерго”.

Направление научно-исследовательской работы кафедры в то время - “Автоматический контроль и регулирование технологических параметров непрерывных производств”. Такое, не совсем конкретное обозначение научных исследований объединяло в себе тематику, являющуюся продолжением диссертационных работ наших преподавателей. Коллектив кафедры достаточно активно участвовал в ежегодных научных конференциях, проводимых в ХПИ. На нашей секции выступали с докладами и преподаватели других кафедр (электротехники, физики). По итогам работы конференций выпущено несколько сборников научных трудов. На кафедре выполнялись и хоздоговорные НИР: с заводами “Дальэнергомаш”, “Амуркабель”, с авиаремонтным военным предприятием.

Как ни являлось помехой отсутствие “своих” студентов, СНО на кафедре работало довольно успешно. На студенческих конференциях секция “автоматизация производства” функционировала ежегодно.

Коротко говоря, вся работа кафедры проходила в русле подготовки специалистов в Хабаровском политехническом институте. Как и на других кафедрах института согласно учебным планам осуществлялась и совершенствовалась учебно-методическая, научная и воспитательная работа. Кстати сказать, практически все преподаватели кафедры являлись кураторами студенческих групп химико-технологического факультета.

Со временем кафедра окрепла, “взматерела” и, наконец, стала выпускающей. Соответственно изменился ее профиль, преподавательские кадры и прочие аспекты деятельности. Но это - новый этап ее жизни и предмет другого разговора.

Заканчивая свое повествование о том, “как это было” отмечу одну особенность, ставшую чертой характера коллектива (если так можно выразится). За 30 лет существования кафедры ее не коснулись какие-либо раздоры, интриги и т.п. Дружба, товарищество и доброжелательность- вот эта черта характера коллектива. Говорю СПАСИБО всему коллективу и прошлых лет, и сегодняшнему за ту обстановку спокойной деловитости, в которой я работал и работаю.

 

 

9 февраля 1998г.

Доцент /Храмов В.А./